01.11
07:03
«Пусть цветет, как ему положено, черный цветок зла»
Начну с того, что процентов тридцать книги занимает обширное предисловие. Часть – биография Натаниеля Готорна, с краткой характеристикой его творчества, а также вступительный очерк «Таможня», написанный самим автором, в котором он рассказывает предысторию появления на свет повести «Алая буква». Забытая таможня в полузаброшенном порту, назначенный главным надзирателем молодой писатель, у которого мало работы и много свободного времени. И вот однажды он находит в старом архиве лоскут выцветшей материи, бывший когда-то алой буквой «А», и письмо, повествующее историю этого предмета. Автор сразу предупреждает, что все события подверглись основательной художественной обработке, так что об исторической достоверности речь не идет.В повести рассказывается о судьбе молодой женщины, Гестер Прин, которая изменила своему мужу и родила ребёнка от другого мужчины. Ситуация отягчается тем, что женщина отказывается назвать имя отца ребёнка, что вызывает явное неодобрение общественности. Старейшины города смягчили меру наказания, приняв во внимание молодость девушки и тот факт, что её муж давно считается пропавшим без вести, и обязали её постоянно носить на своем платье нашивку в виде буквы «А» (от «Adulteress» - прелюбодейка). Своеобразное клеймо, но с налётом гуманности. Собственно, всё это описано в самом начале произведения, а далее речь пойдет о жизни Гестер и её дочери под гнетом стыда и позора.Повествование преисполнено благочестивых мыслей и самоуничижения, осознания важной роли нравственных принципов и необходимости смирения. Готорн осуждает общество, которое заклеймило несчастную женщину, сделав её изгоем и лишив возможности облегчить душу в общении. Но одновременно он не ставит под сомнение тот факт, что Гестер должна была понести суровое наказание за свой поступок. По сути, автор недоволен всего лишь формой. В произведении можно выделить две основные моральные проблемы. Первая - лицемерие благочестивых членов пуританской общины, которые не гнушаются пользоваться услугами падшей женщины (искусной рукодельницы), но не считают нужным здороваться с ней на улице, и дети которых обижают дочь Гестер и обзывают их обеих словами, которые могли услышать только от взрослых. Вторая – осознание греха и необходимости его искупления, вывод, что лишь после открытого признания своей вины можно получить успокоение и прощение. Готорн не пытается живописать торжество справедливости, а лишь констатирует тот факт, что каждый проступок обязательно будет наказан.Автор с первой и до последней строчки остается верен себе. Ровное, стилистически выдержанное повествование не принесет никаких сюрпризов или неожиданных поворотов сюжета. Даже изначально обозначенная интрига в виде анонимности отца девочки очень скоро перестает быть интригой ввиду крайне ограниченного числа действующих лиц. Если подытожить, то «Алая буква» - классически правильное произведение с душеспасительными нотками и преобладанием размышлений моральной направленности над довольно интересным сюжетом.Книга прочитана в рамках книжного флешмоба, за рекомендацию спасибо Елена Р.!